Волгоград
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Поговорим /
Добавить в избранное
Версия для печати

Роль финансового директора в инновационной политике


16.06.2008

Роль финансового директора в инновационной политикеПонятие инновации и инновационной деятельности достаточно часто можно встретить в современной литературе, официальных документах и меморандумах, а также в качестве одного из элементов стратегии развития компаний.

Само понятие инновации трактуется неоднозначно. Часто под этим термином понимают внедренные результаты научно-технической деятельности, однако данное понятие гораздо шире и затрагивает не только НИОКР. Основными задачами, которые призвана решать реализация инновационной политики, являются:

- расширение и обновление номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг);

- улучшение качества продукта/услуг

- совершенствование технологии их изготовления

- разработка или реинжиниринг существующих процессов на предприятии, которые позволят сэкономить временные затраты на выполнение тех или иных операций, что соответственно позволит экономить и финансовые средства.

Таким образом, инновационная политика компании, как правило, направлена на внедрение в  практику процедур и мероприятий, на разработку продуктов и услуг, которые позволят решить вышеперечисленные задачи и в конечном итоге обеспечат предприятию конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Результатом инновационной политики должны стать либо продукты/услуги, либо технологии (организационно-управленческие, информационные, производства продуктов и т.д.), которые выгодно отличаются от существующих, либо вообще являются уникальными.

Специфика инноваций как объекта инвестирования средств заключается в том, что это достаточно рисковые вложения, экономический эффект от которых заранее сложно спрогнозировать. В связи с этим, к проектам подобного рода предъявляются обычно более жесткие требования со стороны инвесторов и финансистов. Часто эти требования воспринимаются новаторами неоднозначно. Они глубоко верят в успех своей идеи, своего продукта и считают это чем-то бесспорным. Однако на практике, люди порой не придают значение анализу возможных рисков и последствий ошибок.

Таким образом, одной из ролей, которую призвана играть финансовая служба во главе с финансовым директором, является роль независимого критика и реалиста. Финансисты во многих компаниях являются традиционно консерваторами и отличаются особой внимательностью к мелочам и деталям в проектах. Порой задачей инвестиционного или финансового департамента/отдела сводится к тому, чтобы из ряда предложенных идей выбрать наиболее подходящее, основываясь на заданных критериях и при существующих ограничениях. Наиболее частыми критериями отбора проектов служат:

- соответствие проекта стратегии предприятия;

- наличие финансовых возможностей;

- наличие необходимых материальных и людских ресурсов;

- финансовая состоятельность проекта (положительный чистый приведенный доход, быстрая окупаемость, высокий индекс рентабельности) и т.д.

Финансового директора интересуют, как правило, показатели окупаемости инноваций и сама экономическая модель проекта. Реализация инновационной идеи сопровождается несколькими этапами:

1. Составление бизнес-плана инновационного проекта;

2. Составление календарного финансового плана;

3. Поиск источников финансирования;

4. Обеспечение финансирования в нужный срок и необходимом объеме в соответствии со стадиями проекта;

5. Контроль результатов внедрения инноваций через определенные промежутки времени.

Поэтому второй ролью, которую играет финансовый директор, является роль «контролера», в задачи которого входит контроль прохождения проектов вышеперечисленных этапов. После того, как принято решение о внедрении инноваций в практику, необходимо определить источники финансирования. Если речь идет о привлечении стороннего инвестора, то финансовый директор готовит технико-экономическое обоснование, отвечающее необходимым требованиям, и встречается с потенциальными кредиторами. Затем также важной задачей является контроль за соблюдением графика финансирования и промежуточный контроль результатов проекта.

В то же время финансовый директор может быть и сам «генератором идей», одним из тех, кто участвует в разработке и реализации инновационной политики предприятия. К примеру, в некоторых компаниях IT служба подчиняется непосредственно ему, и он может являться духовным вдохновителем автоматизации финансового и бухгалтерского учета, а также всего предприятия.

Кроме этого, как уже говорилось выше, существуют и управленческие инновации. Новые методы управления финансами и руководства ФЭС вполне могут быть составной частью инновационной политики компании.

Наряду с инновациями в области своей профессиональной компетенции, финансовый директор может стимулировать также нововведения в производственной, сбытовой и других видах деятельности. Ведь одной из его задач является экономия ресурсов и снижение издержек. Поэтому еще одна роль, которую он должен играть в компании, можно условно назвать «поощритель». В некоторых организациях вопросы оплаты труда и мотивации также входит в сферу контроля финансового директора.

Очень часто количество предложений по повышению эффективности работы компании путем сокращения потерь времени, материальных и людских ресурсов  напрямую зависят от системы поддержки подобной инициативы. Еще в советские времена на предприятиях существовала система поощрения рационализаторских предложений, которая по признанию специалистов давала значительный вклад в повышение эффективности работы предприятий отрасли. В некоторых современных компаниях также стараются задействовать этот внутренний источник за счет различных мотивационных схем, которые включают как материальное стимулирование, так и нематериальное. Как раз первым иногда занимается служба финансового директора. В этом случае в его задачи входят: разработка отдельных положений премиальной системы, стимулирующие инициативу со стороны сотрудников предприятия по повышению эффективности работы, а также разработка методики оценки данных предложений.

Таким образом, можно обобщить те роли, которые должен играть финансовый директор в инновационной политике компании:

- «независимый эксперт» или «критик», который должен дать наиболее объективную оценку предложенных инновационных проектов и отобрать наиболее подходящие из них;

- «контролер», здесь его задачей является контроль прохождения инновационным проектов всех необходимых этапов и обеспечение необходимой финансовой поддержки;

- «генератор идей», финансовый директор должен также непосредственно работать над повышением эффективности работы компании, в связи с чем предлагать инновации в своей сфере профессиональной деятельности;

- «поощритель», финансовый директор должен работать над внедрением и совершенствованием механизмов стимулирования и поддержки инновационных идей в компании, Он также должен вдохновлять своих подчиненных на инновационный тип мышления.

В целом необходимо отметить, что финансовый директор в значительной степени участвует в инновационной политике практически любой компании, независимо от того, сколько ролей он играет: одну или все вышеуказанные. Учитывая то, что одной из его задач является повышение эффективности работы предприятия, не вызывает сомнений, что он должен быть также одним из авторов инновационной политики компании.

Финансовый директор.


17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год