Волгоград
выбрать регион | карта сайта
Поиск по сайту:  
Главное меню
Главная
Выбор региона
Карта сайта
Расширенный поиск
Каталог рекламных фирм
Каталог товаров и услуг
Изготовление рекламы
Размещение рекламы
Стимулирование сбыта
Обордование и материалы
Портфолио рекламных фирм
Инструменты рекламиста
Типовая продукция
Каталог тендеров
Работа
Образование
Голосования
Топ 100 сайтов
Новости
Новости компаний
Российские новости
Мировые новости
Аналитика и публикации
Справочная информация
Рекламный форум
 
Опрос на MediaPilot Online
Мы хотим сделать МедиаПилот лучше. Посоветуйте нам сервисы, улучшения, новые инструменты.
 
Реклама

Главная / Аналитика и публикации / Рекламоноситель /
Добавить в избранное
Версия для печати

Телесезон 2005-2006: индустриальные итоги


12.07.2006

Телесезон 2005-2006: индустриальные итоги

Лето в зените — телевизионный сезон на закате.
Правило это старо ровно настолько, насколько стара система медиаизмерений, не умеющая фиксировать зрительский интерес дачников и отпускников. Регулярные рейтинговые измерения в нашей стране начались десять лет назад, следовательно, все десятилетие с наступлением лета рейтинги падали, с ними падали и рекламные сборы, и телевизионщики, как школьники, отправлялись в отпуск, продлевая застойный период порой до конца сентября.

Последние пару-тройку сезонов летнее уныние, особенно на больших каналах, не столь заметно. Все увеличивающийся поток рекламных денег позволяет «Первому» и «России» (за ними подтягиваются и другие) и летнюю паузу превращать в кокетливый бантик на хвостике минувшего телесезона (финал 200-серийного хита «Не родись красивой» на СТС). Или в репетиционную комнату, где провалы и неудачи не столь страшны, как в рекламоемких декабре или марте (вернувшийся в эфир «Первого» пусть пока не всегда удачный, но живой разговор Бермана и Жандарева со своими гостями, разномастные премьеры ТНТ и т.д.). Кому что больше по душе.

Но, несмотря на череду летних проб, ошибок и обретений, основной сезон пройден. И, как водится, время подводить итоги. Что в телевизионном 2005-2006-м было главным, определяющим вектор развития?

Телевидение из просто развлечения давно превратилось в сферу политики и бизнеса. Поэтому итоги традиционно приходится подводить по нескольким составляющим – идеологической, индустриальной и содержательной.

Если в идеологической составляющей в прошедшем сезоне ничего принципиально нового не наблюдалось (площадка зачищена настолько давно и настолько основательно, что даже случившийся в этом сезоне уход с REN TV Ирэны и Дмитрия Лесневских, а вслед за ними ведущей Ольги Романовой и руководителя информационной службы Елены Федоровой мало что изменил в общей картине общественно-политического и новостного вещания), то индустриальные и творческие успехи более чем заметны. О них и поговорим поподробнее. Сегодня речь об индустрии, о телевидении как бизнесе.

Наиболее яркий бизнес-итог года, бесспорно, выход российской медийной компании «СТС-медиа» на биржу. То, о чем в свое время упорно мечтал покинувший ныне Россию Владимир Гусинский и к чему успела лишь приблизиться его компания «Медиа-Мост», шесть лет спустя претворил в жизнь прибывший, наоборот, не так давно в Россию Александр Роднянский. Выход на биржу возглавляемой им компании «СТС-Медиа» и вся затея с IPO — бесспорный прорыв, показывающий прозрачность, надежность и инвестиционную привлекательность российской медиасферы (по крайней мере, ее отдельных сегментов). Прорыв, который открывает путь другим российским медиагигантам. Неслучайно «Газпром-Медиа» в конце июня заявил о тех же намерениях и даже (возможно, дабы подчеркнуть свою прозрачность) впервые в истории объявил о выплате дивидендов собственным акционерам.

Другой важным итогом этого телевизионного года стал галопирующий рост рекламного рынка. Рост столь бурный, что предложенный объем рекламы перестал умещаться в эфире больших и малых каналов. Стало казаться, что еще чуть-чуть и всем нам придется, как в старой шутке, просить теленачальство не прерывать своими глупыми фильмами и передачами нашу любимую рекламу. На 44 минуты каждой серии умного и тонкого фильма Александра Прошкина «Доктор Живаго» на канале НТВ пришлось 26 минут рекламы! Что тут еще говорить!

Принятые Госдумой поправки в закон «О рекламе» ограничили допустимый объем рекламного времени внутри каждого телевизионного часа и навели прочий порядок в количестве и качестве рекламы на ТВ. И это едва ли не единственное за последние годы решение думцев, которое не вызывает у меня отторжения, напротив, при отдельных оговорках, кажется вполне разумным.

Третья отличительная особенность этого сезона – предчувствие цифрового телевидения, которое носится в телевизионном и правительственном воздухе. Грядущая цифровизация наложила свой отпечаток не только на множащиеся в эфире репортажи с совещаний, где вице-премьер Медведев грозит этой самой цифрой телевизионщикам и связистам, но и на отношения основных медийных корпораций друг с другом. Самые сильные и богатые из них понимают, что в ближайшее десятилетие на смену конкуренции программами придет конкуренция каналами. Оттого и множатся почкованием, плодя так называемые нишевые каналы. Так в прошлом году от СТС отпочковался канал «Домашний», так в этом сезоне к уже имеющимся у «России» «Культуре» и «Спорту» государственная корпорация ВГТРК добавила круглосуточный информационный канал «Вести-24». Если вспомнить, что в этом сезоне стартовал еще один столь же государственный, хотя и англоязычный канал Russia Today, то информационная палитра станет ясна.

Впрочем, цифра цифрой, а эфирное телевидение, руками главных своих каналов охватывающее до 98% территории страны, вряд ли скоро уступит свои позиции. Предсказать, как станет развиваться цифровое вещание в России, трудно. То ли останется игрушкой больших городов и маленьких, но продвинутых центров. То ли успешно завоюет все пространство необъятного отечества и дойдет до каждой избы быстрее, чем туда дотянутся метровые передатчики больших каналов, как быстрее стационарных телефонных линий добралась в деревни мобильная связь.

Гадать не стоит. Стоит только помнить, что даже в цифровую эру в такой централизованной стране, как Россия, большие государственные каналы всегда будут чем-то большим, нежели просто телеканалы, а телевидение — большим, чем медиакультурный ресурс. Посему и конкуренцию внутри разбившейся на две пары («Первый»-«Россия», НТВ-СТС) «большой четверки» самых успешных и самых массовых каналов никто не отменял.

Что случилось в отношениях этой четверки в минувшем телесезоне?
Год назад канал «Россия» догнал и почти обогнал своего извечного конкурента «Первый» за счет так называемого сдвоенного длинного мыла — двойной линейки предпраймовых, ранневечерних сериалов для домохозяек типа «Кармелиты» и «Исцеления любовью», а также за счет бесконечного «Кривого зеркала». Но в прошедшем сезоне закрепить свой успех второй канал не сумел. Юмор Петросяна и К постепенно перестает приносить такие рейтинговые дивиденды, как несколько сезонов назад, длинное мыло поставили в свои сетки вещания и конкуренты. А лидерство в серьезной сериальной линейке, заявленное «Мастером и Маргаритой» и «В круге первом», канал «Россия» сохранить не смог. После нескольких месяцев игры на равных, с марта этого года, «Первый» вернул себе лидирующие позиции и стабильно удерживает их с небольшими отклонениями, вызванными футбольной неразберихой в июньско-июльском эфире.

У «Первого» в этом сезоне не было таких знаковых премьер, как прошлогодняя «Гибель империи». Более, того, многие критики отнесли к неудачам вполне рейтинговые сериалы «Есенин» и «Золотой теленок». Но канал позволил себе в этом сезоне эксперименты и, даже меняя коней на переправе, удержал рейтинговое превосходство. Кульминацией этого превосходства стал день 9 мая, когда «Первый» собрал небывалую среднесуточную долю аудитории —38,7% по России, — а рейтинг премьерного показа «9-й роты» в тот день составил 50,9%, не многим уступая традиционно самому рейтинговому проекту сезона – Новогоднему обращению президента.

Среди прочих важных для телевизионной индустрии моментов минувшего сезона стоит назвать целый поток фильмов, спродюсированных и «раскрученных» телеканалами. Если в 2004-м «Ночным дозором» «Первый» только попытался пробить брешь в плотном потоке американского кино на телеэкране, то в этом сезоне через эту брешь устремился уже свой поток.

«9-я рота» и «Питер FM» (СТС), не столь коммерчески удачные кинопроекты канала «Россия» (например, «Охота на пиранью») и абсолютный лидер киносезона «Дневной дозор» («Первый») лишний раз подтвердили, что без ТВ киноискусству придется тяжело. И не потому, что без мощного телепромоушна нельзя заставить зрителя пойти в кино, а потому, что много лет занимающиеся телевидением продюсеры, такие, как Константин Эрнст и Анатолий Максимов, Александр Роднянский и Игорь Толстунов, Валерий Тодоровский, лучше чувствуют потребности и желания аудитории, нежели их сугубо киношные коллеги.

В череде значимых событий и смена руководства ТВЦ (полгода у Александра Пономарева и его команды ушло на обновление канала, результаты которого, как обещано, станут видны уже в начале нового телесезона), и искусственное создание еще одного крупного «канала российских регионов» на базе питерского пятого канала, и развитие множества мелких каналов – от «Звезды» до «Ностальгии». Но это уже, скорее, плоды грядущей цифровизации, о которой мы говорили в начале.
О творческих итогах минувшего телесезона в следующий раз.

ЕЛЕНА АФАНАСЬЕВА
http://www.ej.ru/comments/entry/4254/



17.08.2018
Любопытные факты о рекламе
1. Каждый год люди тратят на рекламу больше, чем пятьсот миллиардов долларов. Это по-настоящему огромная сумма денег. 2. Привычный для всех нас рекламный баннер впервы...
Подробнее
09.08.2018
Смерть киосков, падение тиражей, опасные законы – Роспечать о рынке печатных СМИ-2012
Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям подвели итоги 2012 года в области рынка «бумажны...
Подробнее
09.08.2018
Изменения на рекламном ТВ-рынке: что ожидать от поправок в федеральный закон «О рекламе»
К чтению готовы Законопроект, предлагающий кардинально изменить правила размещения рекламы на Т, принят Г...
Подробнее
Вход на сайт
 
Реклама


Инструменты рекламиста
Календари на 2016 год